Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94» общеразвивающего вида

НУЖНО ЛИ ПЕТЬ РЕБЕНКУ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ?

 “Колыбельная песня – это то, что устанавливает глубинную связь между матерью и ребенком. Это связь вкуса, связь привязанности в ощущении прекрасного, в конкретном ощущении жизни. Колыбельная песня закладывает основу будущей морали, будущей доброты…”

                                                                                            Ролан Быков.

  Колыбельные песни – удивительный дар прошлого. Созданные в веках, они передавались из поколения в поколение, дошли и до нашего времени. Современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки, как и во все времена. Между тем многие мамы, по их признанию, не отличаются эмоциональностью, не умеют проявлять свою любовь к ребенку, стесняются ласкать его, боясь показаться несовременными. Искусство пестования малютки им незнакомо. Этим искусством в совершенстве владели наши прабабушки. Оно не утрачено, потому, что нашло отражение в фольклоре для маленьких, русском поэтическом слове.

   Впервые соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, ребенок начинает приобщаться к миру прекрасного, реагируя всем своим существом на ласку, любовь, доброту и нежность матери. И в этом смысле можно сказать, что поэтический фольклор для маленьких – школа материнства, неисчерпаемый источник эмоционального и художественного воздействия на ребенка.

   Науке известны песни Х века, не только выражающие любовь к ребенку, но и отражающие состояние общества того периода. Так, например, колыбельные языческого периода несут в себе обращения к Заре-Зарянице, Солнцу, Луне и силам природы с просьбой о защите ребенка.

   Настоящим заговором звучит горячая просьба матери  избавить родное дитя

От всех скорбей,

От всех напастей.

От лома – ломища,

От крови – кровища,

От злого человека –

Супостателя.

В колыбельных песнях выразилось стремление повернуть к ребенку только светлую сторону жизни: над колыбелью шитый браный полог, она висит на серебряных кольцах и на золотых крюках, на бархатных тесьмах и т. п. Смотря в будущее, мать ожидала благополучия от своего ребенка, желала ему “золотые кольца носить, кованные серебром сапожки, парчову шубку” и т. п. Грядущие годы представляются цепью жизненных удач и преуспеваний, но главное, научить ребенка трудиться:

Будем рано разбужать,

На работу посылать,

На работу на таку

Да на веселую страду…

И хотя мать знала, что и полог над колыбелькой не шитый, браный, что вряд ли  придется ее дитятке  “парчову шубу” носить, она верила, что колыбельная песня, ее материнская мольба принесет ребенку счастье. Тут и обращение матери к Богородице, и упование на Божью милость, покровительство ангела хранителя, и страстное желание самой стоять на защите здоровья ребенка.

   Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком, заботой о его благополучии и здоровье.

   В ряде старинных колыбельных песен кот выступал хранителем детской колыбели. Не случайно существовал обряд класть кота в колыбель, прежде чем положить в нее ребенка. С течением времени обряд забыли, но кот остался персонажем колыбельных песен. В колыбельных песнях часто поется о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, мирно воркуют, убаюкивают. Убаюкивают малютку не только “гули”, но и грачи, галки. Иногда неугомонного малыша мама готова и припугнуть “колотушками”, “волчком”, “букой”. Одноко все эти “уговоры” носят ласковый, незлобливый  характар и сменяются обещаниями пряника, калачей. Целительный сон, нисходящий на ребенка, олицетворялся как живое существо:

Ходит Сон по лавочке

В красненькой рубашечке…

Сон и Дрема призываются к ребенку. Они бродят вокруг дома, ходят по избам, ищут дорогу, но когда найдут, опускаются в колыбель малютки, и… дитя засыпает.

Сказанное позволяет обратить внимание на поэтичность, образность, художественность колыбельных песен.

Педагогическая ценность колыбельных песен не утратилась в веках. Они так же значимы и благодатны для современного ребенка, как и много веков назад.

Какое это счастье – дарить своему ребенку колыбельную.

Колыбельные.

Люли, люли, люли,

Все давно уснули.

Один  Ленечка не спит,

Он в окошечко глядит.

Под окошком петушок

Громко песенку поет.

Громко песенку поет,

Лене спать не дает.

А ты, Ленечка усни

Крепкий сон к тебе приди.

                     ***

Котя, котенька – коток,

Котя – серенький хвосток!

Приди, Котик, ночевать,

Мою доченьку качать,

Мою доченьку качать,

Прибаюкивать.

Уж как я тебе коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Современные колыбельные песни:

Колыбельная Медведицы из мультфильма “Умка”.

“За печкою поет сверчок” (из фильма “Долгая дорога в дюнах”)

“Спи, моя радость, усни”, В. Моцарта.

“Сон приходит на порог”, музыка В. Лебедева – Кумача.

Колыбельная из передачи “Спокойной ночи, малыши!”

“Колыбельная для дочки”, музыка Ю. Варум, в исполнении А. Варум.

   Конечно, подходя к выбору из огромного ассортимента как народных, так и современных колыбельных, никто не сможет Вам посоветовать, какой отдать свое предпочтение, поскольку лучше мамы ребенка не может знать никто. И только мамино сердце никогда не обманет. И если вы желаете своему ребенку в будущем стать добрым, умным, удачливым и талантливым, дарите ему свою любовь, внимание и — обязательно — колыбельные песни. Не сомневайтесь! Ваши старания принесут пользу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

  • спас экстрим
  • единое окно к обр услугам
  • мин науки и высшего образования РФ
  • дети онлайн
  • информационные системы
  • результаты оценки
  • сайт АК
  • официальный сайт барнаула
  • портал обр услуг
  • заблокируй вредный контент
  • МО АК
  • комитет по образованию Барнаула
  • профсоюз
  • Минпросвещения
  • портал-для-родителей-алтайский-край.рф
  • Рособрнадзор