“Колыбельная песня – это то, что устанавливает глубинную связь между матерью и ребенком. Это связь вкуса, связь привязанности в ощущении прекрасного, в конкретном ощущении жизни. Колыбельная песня закладывает основу будущей морали, будущей доброты…”
Ролан Быков.
Колыбельные песни – удивительный дар прошлого. Созданные в веках, они передавались из поколения в поколение, дошли и до нашего времени. Современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки, как и во все времена. Между тем многие мамы, по их признанию, не отличаются эмоциональностью, не умеют проявлять свою любовь к ребенку, стесняются ласкать его, боясь показаться несовременными. Искусство пестования малютки им незнакомо. Этим искусством в совершенстве владели наши прабабушки. Оно не утрачено, потому, что нашло отражение в фольклоре для маленьких, русском поэтическом слове.
Впервые соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, ребенок начинает приобщаться к миру прекрасного, реагируя всем своим существом на ласку, любовь, доброту и нежность матери. И в этом смысле можно сказать, что поэтический фольклор для маленьких – школа материнства, неисчерпаемый источник эмоционального и художественного воздействия на ребенка.
Науке известны песни Х века, не только выражающие любовь к ребенку, но и отражающие состояние общества того периода. Так, например, колыбельные языческого периода несут в себе обращения к Заре-Зарянице, Солнцу, Луне и силам природы с просьбой о защите ребенка.
Настоящим заговором звучит горячая просьба матери избавить родное дитя
От всех скорбей,
От всех напастей.
От лома – ломища,
От крови – кровища,
От злого человека –
Супостателя.
В колыбельных песнях выразилось стремление повернуть к ребенку только светлую сторону жизни: над колыбелью шитый браный полог, она висит на серебряных кольцах и на золотых крюках, на бархатных тесьмах и т. п. Смотря в будущее, мать ожидала благополучия от своего ребенка, желала ему “золотые кольца носить, кованные серебром сапожки, парчову шубку” и т. п. Грядущие годы представляются цепью жизненных удач и преуспеваний, но главное, научить ребенка трудиться:
Будем рано разбужать,
На работу посылать,
На работу на таку
Да на веселую страду…
И хотя мать знала, что и полог над колыбелькой не шитый, браный, что вряд ли придется ее дитятке “парчову шубу” носить, она верила, что колыбельная песня, ее материнская мольба принесет ребенку счастье. Тут и обращение матери к Богородице, и упование на Божью милость, покровительство ангела хранителя, и страстное желание самой стоять на защите здоровья ребенка.
Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком, заботой о его благополучии и здоровье.
В ряде старинных колыбельных песен кот выступал хранителем детской колыбели. Не случайно существовал обряд класть кота в колыбель, прежде чем положить в нее ребенка. С течением времени обряд забыли, но кот остался персонажем колыбельных песен. В колыбельных песнях часто поется о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, мирно воркуют, убаюкивают. Убаюкивают малютку не только “гули”, но и грачи, галки. Иногда неугомонного малыша мама готова и припугнуть “колотушками”, “волчком”, “букой”. Одноко все эти “уговоры” носят ласковый, незлобливый характар и сменяются обещаниями пряника, калачей. Целительный сон, нисходящий на ребенка, олицетворялся как живое существо:
Ходит Сон по лавочке
В красненькой рубашечке…
Сон и Дрема призываются к ребенку. Они бродят вокруг дома, ходят по избам, ищут дорогу, но когда найдут, опускаются в колыбель малютки, и… дитя засыпает.
Сказанное позволяет обратить внимание на поэтичность, образность, художественность колыбельных песен.
Педагогическая ценность колыбельных песен не утратилась в веках. Они так же значимы и благодатны для современного ребенка, как и много веков назад.
Какое это счастье – дарить своему ребенку колыбельную.
Колыбельные.
Люли, люли, люли,
Все давно уснули.
Один Ленечка не спит,
Он в окошечко глядит.
Под окошком петушок
Громко песенку поет.
Громко песенку поет,
Лене спать не дает.
А ты, Ленечка усни
Крепкий сон к тебе приди.
***
Котя, котенька – коток,
Котя – серенький хвосток!
Приди, Котик, ночевать,
Мою доченьку качать,
Мою доченьку качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Современные колыбельные песни:
Колыбельная Медведицы из мультфильма “Умка”.
“За печкою поет сверчок” (из фильма “Долгая дорога в дюнах”)
“Спи, моя радость, усни”, В. Моцарта.
“Сон приходит на порог”, музыка В. Лебедева – Кумача.
Колыбельная из передачи “Спокойной ночи, малыши!”
“Колыбельная для дочки”, музыка Ю. Варум, в исполнении А. Варум.
Конечно, подходя к выбору из огромного ассортимента как народных, так и современных колыбельных, никто не сможет Вам посоветовать, какой отдать свое предпочтение, поскольку лучше мамы ребенка не может знать никто. И только мамино сердце никогда не обманет. И если вы желаете своему ребенку в будущем стать добрым, умным, удачливым и талантливым, дарите ему свою любовь, внимание и — обязательно — колыбельные песни. Не сомневайтесь! Ваши старания принесут пользу!